Логотип НЕФРО-ЛИГИ
Главная Поиск Версия для печати
    
04.08.2012

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда республики Саха (Якутия) 23 мая 2012 года

Исковое заявление

Отказ районного суда

Судья Аммосов Н.Г.   Дело № 33-1608/12 
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

г. Якутск                                                                                                           23 мая 2012 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда республики Саха (Якутия) в составе : председательствующей Дьяконовой Н.Д. , судей Скакун А.И. , Сыреновой С.Н., при секретаре Комюстюровой  А.А., с участием: представителя Министерства финансов Головковой Н.А.
     Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 марта 2012 года, которым по гражданскому делу по иску ФИО к  Министерству труда и социальной защиты по Республике Саха (Якутия), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о компенсации расходов на проезд к месту лечения и обратно, 
Постановлено: 
В исковых требованиях ФИО к Министерству труда и социальной защиты Республики Саха (Якутия), Министерству финансов  Республики Саха (Якутия) отказать. 
Заслушав доклад судьи Сыреновой С.Н., пояснения ответчика, судебная коллегия установила:

     Истица ФИО обратилась  в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты по Республике Саха (Якутия) , Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о компенсации расходов на проезд к месту лечения и обратно, указав, что она является инвалидом первой группы по хронической почечной недостаточности и подлежащая постоянному прохождению гемодиализа. В связи с чем, она систематически, не реже трёх раз в неделю по четыре часа в день выезжает в гемодиализный центр, расположенный в городе Мирном, поскольку в Ленске нет ни оборудования, ни соответствующих специалистов по гемодиализу. 
     С мая по август 2011 года истицей была затрачена сумма в размере 62 000 рублей на проезд до г. Мирного. Просила взыскать с Министерства финансов РС(Я) в лице казны РС(Я) за счёт средств Министерства труда и социальной защиты РС(Я) 62 000 рублей согласно предоставленных проездных документов. 
Представитель ответчика Министерства финансов РС(Я) иск не признал. 
Суд вынес вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением, представитель истицы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по тем основаниям, что суд неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил закон, подлежащий применению, что является основанием к отмене вынесенного судом решения. 
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решения суда подлежащим отмене по следующим основаниям. 
    Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд первой инстанции указал, что согласно п.4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых Постановлением правительства РФ от 29.12.2004.г № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, в данном случае, социальной услуги в виде проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, осуществляется за  счёт средств федерального бюджета. 
     Между тем с таким выводом суда согласиться нельзя. 
     Как следует из материалов дела, Иванова О.Б. является инвалидом первой группы, страдает хронической почечной недостаточностью с 2010 года , находится на постоянном гемодиализе. С мая по август истицей была затрачена сумма в размере 62 000 рублей на проезд с г. Ленск до г.Мирного и обратно. 
    Статья 41 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. 
     Согласно положению 6.2 Закона РФ « О государственной социальной помощи» в набор социальных услуг, предоставляемых гражданам- инвалидам в рамках оказания государственной социальной помощи входит бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также междугородном транспорте к месту лечения и обратно. 
 В соответствии с п.п. 21 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ№» , установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации  по средств бюджета субъекта Российской Федерации9 за исключением субвенций из Федерального бюджета) относится решение вопросов организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулёзных, наркологических, онкологических в диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях. 
Согласно положений ст. ст. 3, 6.1, 6.2, 6.5  Закона РФ о государственной социальной помощи», ст.41 Конституции РФ истец имеет право на компенсацию расходов по проезду к месту лечения вне зависимости от отсутствия механизма правового регулирования компенсации известных расходов по проезду в медицинские учреждения субъекта РФ, которые не поименованы в Перечне, утверждённом постановлением Правительства РФ от 29.12.04г № 872 в соответствии во ст. 40 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» 
Проезд к месту лечения является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской помощи, в данном случае выезд с места жительства обусловлен исключительно невозможностью получения истицей жизненно необходимого лечения по месту жительства. 
  В соответствии со ст.37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан финансовое обеспечение медицинской помощи и деятельности медицинских организаций является расходным обязательством Российской Федерации, субъекта или муниципалитета. 
   В Республике Саха (Якутия) обязанность социальной поддержки инвалидов , находящихся на постоянном диализном лечении, возложена статьёй 5 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в российской Федерации» на органы государственной власти субъекта РФ. 
Истица просит взыскать компенсацию 62 000 рублей исходя из стоимости проезда  на междугороднем автобусе
(маршрутное такси) из г.Ленск в г.Мирный и обратно, за период с мая по август 2011 г., согласно приложенным копиям квитанций перевозчика. 

При таких обстоятельствах решение суда является необоснованным и незаконным. 
На основании вышеизложенного. Решения суда первой инстанции в соответствии со ст.328 ГПК РФ полежит отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. При этом судебная коллегия считает, что расходы в сумме 62 000 рублей должны быть взысканы с Министерства финансов РС(Я)  за счёт казны Республики Саха (Якутия) . Финансовое обеспечение по оказанию специализированной медицинской помощи является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, а проезд к месту получения медицинской помощи является  неотъемлемой частью оказываемой специализированной медпомощи, в связи с чем, обязанность по оплате расходов на проезд к месту лечения возлагается на Министерство финансов Республики Саха (Якутия). 
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия 
Определила: 
Решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 марта 2012 года по данному делу отменить и вынести новое решение. 
Взыскать с Министерства финансов  Республики Саха( Якутия) за счёт казны Республики Саха (Якутия) в пользу ФИО расходы на проезд  к месту лечения и обратно в сумме 62  000 рублей. 

 Председательствующий:      Н.Д. Дьяконова 

Судьи:      А.И. Скакун 
   С.Н Сыренова 



BBraun-logo.png fresenius-kabi-logo-ie-xl.png novartis-logo.gif Амджен.gif NMS.jpg Сотекс.gif Astellas.jpg
http://www.abbvie.ru/content/dam/abbviecorp/icons/logo_abbvie.png