05.10.2013

Решение Центрального районного суда г.Челябинска от 14 февраля 2013 года

Дело №2-217/2013
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Челябинск 14 февраля 2013 года Центральный районный суд г. Челябинска
в составе: Председательствующего судьи Варченко Е.В., При секретаре Д.А. Ивановой,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области, области о возложении обязанности по организации бесплатной доставки больных,
УСТАНОВИЛ: Прокурор Челябинской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Челябинской области, Правительству Челябинской области о возложении обязанности за счет средств бюджета субъекта Челябинской области организовать доставку больных хронической почечной недостаточностью к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно. В ходе производства по делу прокурор челябинской области неоднократно изменял предмет иска, заявив требования к Министерству здравоохранения Челябинской области о возложении обязанности за счет средств бюджета Челябинской области организовать и обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно неспециализированным автотранспортом не реже двух или трех раз в неделю (по графикам гемодиализа). Поскольку прокурор отказа от исковых требований к Правительству Челябинской области не заявлял, отказ от данных требований судом не принимался, суд рассматривает требования прокурора к данному ответчику. В обосновании иска указал, что в Челябинской области проживает более 900 лиц, страдающих хронической почечной недостаточностью, большинство из которых являются инвалидами. В настоящее время основным способом лечения хронической почечной недостаточности является заместительная почечная терапия, которая осуществляется посредством гемодиализа. Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № Территориальной программы государственной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощью. По данным Министерства здравоохранения Челябинской области лечение гемодиализа организовано по кустовому принципу только в лечебных учреждениях, расположенных в городах Челябинске, Миассе, Сатке, Магнитогорске, Троицке, Златоусте, Кыштыме, Еманжелинске, Аше. Граждане, нуждающиеся в указанной специализированной медицинской помощи и проживающие в других населенных пунктах области, вынуждены самостоятельно добираться к месту проведения гемодиализа и обратно не реже 2 или 3 раз в неделю. Значительное территориальное удаление больных от учреждения, оказывающего заместительную почечную терапию, затрудняет получение иногородними пациентами данной медицинской услуги. Между тем, прокурор Челябинской области указывает, что проезд к месту лечения является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской помощи, ибо в данном случае выезд с места жительства обусловлен исключительно невозможностью получения пациентами жизненно необходимого лечения по месту жительства. В ходе производства по делу судом в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Челябинской области. В судебном заседании представитель прокуратуры Челябинской области на удовлетворении измененных исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ настаивал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области Целищева Э.А. возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв (л.д. 124-126). В отзыве указала, что согласно ст. 17 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья, в том числе относится: создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В связи с чем органы местного самоуправления в пределах своих полномочий имеют право на издание муниципальных правовых актов, содержащих нормы об охране здоровья в соответствии с федеральным законодательством. В 24 муниципальных образованиях Челябинской области приняты муниципальные акты, в соответствии с которыми осуществляется либо оплата проезда, либо выплачивается материальная помощь, либо ежемесячная (ежеквартальная) денежная компенсация, либо осуществляется доставка граждан санитарным транспортом до места проведения гемодиализа и обратно. В частности на основании письма управления здравоохранения города Магнитогорска от ДД.ММ.ГГГГ № доставка больных до отделения гемодиализа города Магнитогорска осуществляется централизованно санитарным автотранспортом МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Магнитогорска». На основании письма администрации Кизильского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией района выделяется материальная помощь один раз в год в размере *** рублей. На основании вышеизложенного считаем, что организация оказания специализированной медицинской помощи диализным больным осуществляется Челябинской областью на должном уровне. Доставка указанных больных до места лечения и обратно не является полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Представитель ответчика Правительства Челябинской области в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать. При даче объяснений поддержал доводы представителя Министерства здравоохранения челябинской области.
Представитель Министерства финансов Челябинской области, привлеченный судом в качестве ответчика, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, направил отзыв, в котором просил в удовлетворении требований к Министерству финансов Челябинской области, поскольку исходя из норм материального права РФ и Челябинской области, не предусмотрено включение в состав медицинской помощи транспортировки больного к месту лечения.
Представитель третьего лица Министерство здравоохранения Российской федерации в суд не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ранее направил отзыв, в котором указал, что Министерство здравоохранения Челябинской области является уполномоченным органом, который организует оказание данной специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях для жителей области и обеспечивает ее доступность (л.д. 144-116).
Представитель третьего лица Челябинский областной фонд ОМС в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, представил письменный отзыв, в котором указал, что страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Статья 37 Закона об основах охраны здоровья граждан, установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской федерации всеми медицинскими организациями, а так же на основе стандартов медицинской помощи. В порядке оказания медицинской помощи и стандартах лечения почечной недостаточности доставка пациентов к месту оказания специализированной медицинской помощи и обратно не предусмотрено. В связи с чем, полагает, что финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, в частности, по проведению заместительной терапии методом гемодиализа, финансируется за счет средств бюджета Челябинской области, организация оказания такой помощи относится к полномочиям Министерства здравоохранения Челябинской области.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии представителя ответчика Министерства финансов Челябинской области, представитель третьего лица Министерства финансов Челябинской области, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав стороны, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает измененный исковые требований прокурора Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц подлежащими частичному удовлетворению.
В суде установлено, что Министерство здравоохранения Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим свою деятельности на основании Положения о Министерстве здравоохранения Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №. В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области, а также указанным Положением. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2012 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее именуется - Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе относится: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации. Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ). В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. В свою очередь, медицинское вмешательство определено как выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ). Согласно статье 80 Федерального закона № 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи представляется, в том числе, специализированная медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (статья 34 Федерального закона № 323-ФЗ). Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 № 115-0, провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регулирующих оказание гражданам медицинской помощи. В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В соответствии со ст. 4 Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются, в том числе доступность и качество медицинской помощи. В соответствии со ст. 10 Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Анализирую перечисленные нормы права, суд приходит к выводу, что транспортная доступность или так называемая географическая доступность обозначает, что каждый человек может обратиться к врачу в пределах границ своего населенного пункта либо в течение разумного времени передвижения до медицинского учреждения с учетом доступных транспортных средств. В настоящее время основным способом лечения хронической почечной недостаточности является заместительная почечная терапия, которая осуществляется посредством гемодиализа. Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи. По данным Министерства здравоохранения Челябинской области лечение гемодиализа организовано по кустовому принципу только в лечебных учреждениях, расположенных в городах Челябинске, Миассе, Сатке, Магнитогорске, Троицке, Златоусте, Кыштыме, Еманжелинске, Аше. Ответчиками не оспорено, что лица, страдающие почечной недостаточностью, в интересах которых заявлен иск нуждаются в постоянном лечении гемодиализом с применением аппарата "Искусственная почка", а также в доставлении из дома на лечение и обратно не реже 2 или 3 раз в неделю. Принимая во внимание общеизвестные факты отсутствия регулярного транспортного сообщения между центрами гемодиализа и населенными пунктами Челябинской области, географическую удаленность между данными пунктами, состояние здоровья граждан, страдающих почечной недостаточностью и нуждающихся в необходимом для жизнеобеспечения специализированном лечении в центрах гемодиализ, невозможности проведения гемодиализа по месту жительства граждан, и что данный вид специализированной медицинской помощи представляется гражданам в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи, в связи с чем проезд к месту получения данной процедуры следует считать неотъемлемой частью этого вида медицинских услуг. Так же данный вывод суда подтверждается письмом Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано во внесении представления о пересмотре в порядке надзора решения мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Определяя государственный орган субъекта РФ, подлежащего привлечению к гражданской ответственности суд исходит из следующего. В соответствии с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Статьей 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации, а также создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (пункты 5, 6 части 1 указанной статьи). Подпунктами 6 и 7 пункта 7 Положения о Министерстве здравоохранения Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №, функции по организации специализированной медицинской помощи, обеспечению ее доступности для граждан возложены на Министерство здравоохранения Челябинской области. Таким образом, Министерство здравоохранения Челябинской области является уполномоченным органом, который организует оказание данной специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях для жителей области и обеспечивает ее доступность для граждан.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 194-198 ГПК РФ, суд, Исковые требования Прокурора Челябинской области к Министерству здравоохранения Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области об организации бесплатной доставки больных, удовлетворить частично. Обязать Министерство здравоохранения Челябинской области организовать и обеспечить доставку неспециализированным автотранспортом больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа. В остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Челябинский областной суд.
Председательствующий Е.В. Варченко
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья Е.В. Варченко Секретарь Д.А. Иванова



Наши партнёры