Новости

                   
Сергей Готье: отношение к трансплантации показывает уровень развития общества 18.12.2013

Сергей Готье: отношение к трансплантации показывает уровень развития общества



На прошлой неделе Министерство здравоохранения Российской Федерации открыло общественное обсуждение проекта Федерального закона «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации». Соответствующее сообщение появилось в пятницу, 13 декабря, на официальном сайте министерства.

В настоящее время трансплантация органов и тканей регулируются Федеральным законом от 22 декабря 1992 года № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Документ в целом охватывает все основные вопросы пересадки органов. Сейчас общественная дискуссия документа вступила в решающую фазу. И хотя законопроект не провозглашает отход от действующей ныне презумпции согласия, вместе с тем в нем заложены и механизмы развития трансплантации детям на основе информированного согласия родителей. В действующем сейчас Федеральном законе от 1992 года не прописан механизм выражения волеизъявления человека – упоминается только уведомление лечебного учреждения о воле умершего. Второй недостаток старого закона - отсутствие координации донорства органов.

Особая специальность

Что касается второго пункта, то специалисты отмечают, что главная заслуга законопроекта именно в том, что он провозглашает построение системы координации действий между трансплантологами и врачами других специальностей.

На протяжении нескольких лет в нашей стране отсутствует рост числа трансплантаций. Максимальное их число пришлось на 2010 год, когда было произведено более 1300 пересадок органов. В то же время реальная потребность в таких операциях в разы выше - необходимо производить около 8-10 тысяч трансплантаций в год.

Причина кроется в том числе и в отсутствии механизма, соединяющего врачей экстренной помощи и реанимации с трансплантационными центрами, которые могли бы использовать донорский ресурс этих учреждений. Налаживание такого механизма - это единственная возможность дальнейшего развития трансплантации.

В странах, где развита трансплантация, четко выстроена система координации донорства. В больницах работают врачи особой медико-организационной специальности, в обязанности которых входит отслеживать лечение тяжелого пациента, например, с повреждением головного мозга, несовместимым с жизнью. Врачи обязаны заботиться о сохранности органов в том случае, если пациент не выживет. Благодаря этому увеличивается и число донорских органов.

В России же пока подобная система есть только в отдельных субъектах, и держится она в основном на инициативе отдельных докторов, руководителей и организаторов здравоохранения, руководителей регионов.

В жизни всегда есть место для Данко

Сейчас в России действует так называемая презумпция согласия на изъятие органов после смерти, суть которой в том, что изъятие органов для трансплантации при посмертном донорстве не допускается, если установлено, что при жизни гражданин выразил несогласие в устной или письменной форме. Этот принцип закрепляется и в новом законопроекте, где ему посвящена статья 14 второй главы документа.

Комментируя ключевые положения разработанного представителями Минздрава РФ и экспертного сообщества проекта Федерального Закона «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)», помощник Министра здравоохранения РФ Людмила Лоцман подчеркнула, что в нем отсутствует какое-либо принуждение человека к изъятию его органов. По ее словам, законопроект не меняет порядок, существующий в настоящее время. В то же время больший акцент делается на волеизъявлении человека при жизни, которое может быть сделано как в письменной, так и в устной форме.

Любой совершеннолетний гражданин может выразить свое желание или нежелание стать донором органов. В связи с этим на медработников возлагается обязанность фиксировать в медицинском деле пациента его волеизъявление, после чего он будет внесен в федеральный регистр. Он будет состоять из четырех подрегистров: прижизненного волеизъявления человека, подрегистра доноров и органов, подрегистра прижизненных доноров и подрегистра реципиентов. Общая база должна быть структурирована по каждому региону.

Что касается детского донорства, то посмертная трансплантация органов может производиться только с согласия родителей. Этот принцип заложен в Федеральном законе №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и эта норма остается и в проекте нового Федерального закона.

Что американцу хорошо, то русскому…

Презумпция согласия, законность которой недавно безуспешно пытались оспорить в Конституционном суде, закреплена не во всех странах мира. Например, в Соединенных Штатах Америки действует обратная система – информированное согласие, когда врачи «бегают» за пациентом, добиваясь от него вхождение в регистр потенциальных доноров и объясняя важность посмертного использования органов для спасения жизней других людей. Эта система, несмотря на разницу в подходах в некоторых штатах, успешно функционирует, делая эту страну лидером по числу трансплантаций. Сейчас из общего числа пересадок какого-либо органа больше всего таких операция проводится именно в Соединенных Штатах.

Поскольку общественная дискуссия вокруг проекта Федерального закона «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации» только набирает силу, наверняка некоторые общественные деятели подумывают о введении подобной системы и у нас в стране.

Однако успешный опыт функционирования системы за рубежом еще не значит, что ее можно адаптировать к России. Подтверждением тому может служить пример из недавней истории. После развала СССР, в котором трансплантология активно развивалась и операции проводились на регулярной основе, Украина ввела в 1992 году систему испрошенного согласия. Ровно с того времени Украина фактически лишилась трансплантации – в стране проводится только родственная трансплантация, да и то единичные случаи. Примерно то же ожидало бы и Россию, ведь менталитет наших народов очень близок.

Применение той или иная системы в стране зависит от условий и от того, как в обществе относятся к медицине в целом, уверен директор Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И.Шумакова Минздрава России, главный специалист-трансплантолог Министерства здравоохранения России, Сергей Готье.

«На принятие той или иной системы влияет уровень развития медицины и самого общества, особенности населения, культуры, истории народа и религия», - говорит Сергей Владимирович.

Отношение к трансплантации и уровень развития общества

Презумпция согласия, действующая в России, распространена в большинстве европейских стран. Даже те страны, которые изначала вводили информированное согласие, сейчас вернулись к исходному принципу. Например, такой путь прошла Испания. В то же время врачи там говорят с каждым родственником умершего, пытаясь получить подтверждение данного ранее согласия. Большую роль там сыграла и католическая церковь, которая переориентировала сознание населения на необходимость посмертного донорства.

Кстати, возможность для родственников в определенный промежуток времени выразить свое несогласие на посмертную трансплантацию предусмотрена и в российском проекте закона.

«Из моих практических наблюдений могу сказать, что презумпция согласия – более низкая ступень развития общества, чем испрошенного согласие. Это значит, что общество уже достигло того уровня, когда оно внутренне понимает необходимость развития такого направления, как трансплантология, необходимость развития посмертного донорства органов для спасения жизней других членов общества», - отметил главный трансплантолог России.

Еще одна сложность, с которой может столкнуться России, связана с ведением регистров. Трансплантологии считают, что регистр нужен, но это должен быть регистр несогласия.

Во-первых, граждане крайне редко задумываются о вхождении в тот или иной список. Практика показала, что такое решение принимают десятые и даже сотые доли процента из общего числа жителей страны.

Во-вторых, если появится регистр согласия, то естественно, наполнение этого регистра будет минимальным и причины этого тоже понятны. Однако гарантировать 100% защиту данных о гражданах, согласных стать донором, не возможно, и они теоретически могут быть доступны каким-то лицам, которые могут совершить противоправные действия. Это серьезная потенциальная проблема, пусть даже подобных прецедентов в истории еще не было.

Цель – объединение

По мнению Сергея Готье, цель закона должна быть в объединении общества на благо собственного благополучия. Отношение к трансплантации - это вопрос развития интеллекта и самосознания общества. Зачем терять членов общества, игнорируя возможность спасти как минимум еще пятерых человек, которые умрут, если им не будет сделана трансплантация!

«Трансплантация основана на внутриобщественном договоре, - подчеркивает Сергей Владимирович. - Важно, чтобы эта презумпция согласия была подтверждена возможностью людей выразить несогласие и зафиксировать его. Тогда это действительно будет справедливый общественный порядок». 

Рамиль Валеев

Источник: "Российское агентство медико-социальной информации АМИ"


Теги: трансплантация, трансплантология, Готье

Возврат к списку





Наши партнёры