Новости

Михаил Евраев: “Закон № 94-ФЗ стал для страны прорывным в плане развития конкурентной среды, повышения качества госзаказа и борьбы с коррупцией”.
Какие нарушения при размещении государственных заказов встречаются чаще всего?
Можно обозначить такие нарушения, как не обоснованный отказ в допуске к участию в торгах или формирование документации, которая приводит к ограничению количества участников.
Надо отметить, что в государственном заказе есть два очень сложных вопроса:
• формирование требований к товарам, работам, услугам, поскольку в техническом задании можно, с одной стороны, описать технические характеристики только одного производителя и дискриминировать всех остальных, а с другой стороны, заказчик должен прописать в документации требования так, чтобы получить действительно качественный товар, работу или услугу;
• формирование лотов, а именно то, что можно объединять в один лот, а что нельзя; ведь формализовать все случаи достаточно сложно. Хорошо, что в настоящее время по закупкам лекарственных средств уже принято правило закупок “1 лот – 1 МНН”. Безусловно, в определенных случаях оно может быть спорным, но само появление подобного правила – это шаг вперед, поскольку участники будут четко понимать правила. Иначе у всех: у заказчиков, предпринимателей, контролирующих органов, правоохранительных органов, судов – будет свое мнение по данному вопросу. Такие белые пятна мы стараемся шаг за шагом убирать.
Также мы обращаем повышенное внимание на те торги, информация по которым размещена на Общероссийском сайте, но недоступна для копирования. В соответствии с законодательством формат размещения информации на сайтах органов государственной власти должен позволять ее копировать. Во всех случаях, когда информация недоступна для копирования или используются любые другие задумки, связанные с ограничением доступа к такой информации или к работе с ней, такие торги аннулируются.
В настоящее время ФАС России занимается подготовкой разъяснений для всех территориальных управлений (в центральном аппарате такая практика уже используется) по следующему вопросу: если торги уже прошли, победитель определен и на конкурсе конверты вскрыты, но есть проблемы с документацией, в этом случае торги не отменяются.
Существует буквально несколько исключений – это неправильный выбор способа размещения заказа (например, конкурс вместо аукциона) или некорректность размещения информации по “твердым полям” Общероссийского сайта, не позволяющая найти данную информацию на сайте. К примеру, может быть не указан предмет торгов или заказчик. Только в этих случаях торги подлежат аннулированию, во всех остальных необходимо каждое нарушение зафиксировать и применить нормы КоАП РФ. Но не должно возникать ситуаций, когда контролирующие органы могут произвольно отменять торги, результат по которым тем или иным образом не устраивает органы власти.
Как, на ваш взгляд, будет происходить переход с Закона № 94-ФЗ на закон о Федеральной контрактной системе? Не будет ли разрушена существующая система контрактных отношений раньше, чем будет введен в действие новый закон?
Действительно, риски достаточно высоки, поскольку законопроект, переданный в Государственную Думу, требует очень серьезной качественной доработки. В настоящее время ФАС России совместно с коллегами из Минэкономразвития России, Минфина России и других ведомств готовят поправки, направленные на доработку законопроекта. В частности, такие изменения подразумевают введение реестра добросовестных поставщиков (лиц, которые качественно исполнили определенное количество контрактов в данной сфере), что позволит организациям и предпринимателям, включенным в данный реестр, предоставлять финансовое обеспечение в 2–3 раза меньше стандартного. Можно сказать, что это финансовая мотивация – заботиться о своей репутации (количественно измеряемой) и качественно исполнять государственные контракты.
На взгляд ФАС России, государственный заказ в принципе должен строиться на финансовой мотивации работать ответственно и качественно. Другие механизмы могут работать только в дополнение к этому, так как финансовую мотивацию заменить в любом случае невозможно.
Кроме того, существуют вопросы включения в реестр недобросовестных поставщиков физических лиц – руководителей компаний, введение количественно измеряемой предквалификации (как по детскому питанию) для всех товаров, работ и услуг, централизация государственного и муниципального заказа, введение платности за необоснованные жалобы, повышение размера предоставления финансового обеспечения в случае значительного снижения цены на торгах, разработка быстрой процедуры расторжения контрактов при их ненадлежащем исполнении, введение централизованного реестра выданных банковских гарантий, вопросы приемки и многое другое.
Хотелось бы обозначить и самый главный риск – юридико-техническую проблему, когда из-за иначе изложенного текста (по сравнению с Законом № 94-ФЗ) заказчики не понимают, что делать в ситуации, когда контролирующие органы начинают отменять их решения, правоохранительные органы – возбуждать уголовные дела, судебные органы – отменять решения заказчиков или контролирующих органов, т. е. когда начинается полный бардак. Поэтому ФАС России пытается “перевести” текст норм законопроекта о ФКС в процедурной части на язык действующего в настоящее время Закона № 94-ФЗ с целью понимания заказчиками и участниками торгов устоявшихся в практике госзаказа нормативных положений, терминов, понятий. Сейчас все изложено в такой форме, что применять на практике закон, написанный таким текстом, будет просто невозможно, не говоря уже о преемственности подзаконных актов и судебной практики, которая нарабатывалась годами.
И последнее – раньше у нас была очень серьезная критика Закона № 94-ФЗ, сейчас ее стало значительно меньше. Почему? Потому что когда Закон № 94-ФЗ сравнивали с каким-то идеалом (идеальное размещение заказа), то закон все время проигрывал этому идеалу. Потому что у идеала выиграть вообще невозможно, не только в сфере госзаказа, у идеала нельзя выиграть вообще нигде. А когда все увидели законопроект о ФКС, то мы заметили, что критики стало значительно меньше, потому что Закон № 94-ФЗ начали сравнивать уже не с идеалом, а с законопроектом о ФКС.
Работа предстоит серьезная, сложная, и все будет зависеть от того, сумеет ФАС России ее выполнить или нет, и сейчас неизвестно, какой будет результат – хороший или плохой, но я призываю смотреть на все это с оптимизмом.
Видимо, законопроект о ФКС будет неоднократно обсуждаться и дорабатываться и вступит в силу, скорее всего, не ранее 1 января 2014 г. А жить нам всем надо сейчас и имеющиеся проблемы надо решать. Поэтому на данный момент ФАС России считает необходимым осенью 2012 г. внести в Закон № 94-ФЗ изменения, касающиеся ключевых вопросов, обозначенных мною ранее: например, ввести быструю процедуру расторжения контракта, а также количественно измеряемую предварительную квалификацию с целью повышения качества государственного заказа. Необходимо сделать первоочередные шаги, чтобы с 1 января 2013 г. государственный и муниципальный заказ вышел на качественно новый уровень.