Новости

                   
30.10.2014

На восемнадцать не делятся

Депутаты Госдумы 21 мая приняли в первом чтении поправки к Закону об охране здоровья граждан, предполагающие федеральное финасирование лекарственного обеспечения больных в рамках программы «Семь нозологий» вплоть до 1 января 2018 г. Представители медицинского сообщества и пациентские организации это решение восприняли с большим воодушевлением.

Предыдущая версия Закона об охране здоровья граждан предусматривала передачу полномочий федерального Центра по закупке ЛП для больных высокозатратными заболеваниями в ведение регионов с января 2015 г. Однако эта инициатива вызвала массовые протесты среди врачей и правозащитников, которые увидели в ней перспективы сбоев в поставках препаратов и удорожания лекарств.

"Действующая система лекарственного обеспечения больных высокозатратными заболеваниями хорошо работает, устраивает врачей и пациентов, и не надо с ней специальночто-либо делать", – считает президент Лиги защитников пациентов, член экспертного совета при Правительстве РФ Александр Саверский.

"Не нужно переносить закупки по нозологиям, предполагающим небольшое число пациентов и потребность в дорогостоящих препаратах, в регионы",- соглашается с ним зав. кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Роза Ягудина. "Мне приходилось принимать участие в заседаниях экспертных советов, куда входили представители пациентских сообществ и специалисты по орфанным заболеваниям. Наша общая позиция заключалась в намерении обратиться к депутатам с предложением внести изменения в закон и оставить закупку препаратов на федеральном уровне", — пояснила она.

В 85 раз больше проблем

Представители экспертного сообщества высказывали мнение, что перенос закупок в субъекты РФ приведет к увеличению числа торгов в 85 раз, в соответствии с числом регионов. В этом случае возрастут накладные расходы заказчиков на подготовку кадров, составление документации, обоснование цены, планирование, участие в рассмотрении жалоб, организацию повторных процедур и т.д. Неизбежно неэффективное использование бюджетных средств.

Кроме того, провести отдельные аукционы для всех 85 субъектов РФ — значит уменьшить размер каждого лота, пояснила Роза Ягудина: "Большие проб­лемы появятся у региональных минздравов, особенно там, где мало пациентов. Например, в небольших республиках Северного Кавказа все будет гораздо сложнее сделать, чем в Москве".

Участие в большом количестве аукционов чревато определенными сложностями и для фармкомпаний, отмечают эксперты. По мнению автора проекта поправок к Закону об охране здоровья граждан Ольги Борзовой, производители ЛП не стали бы принимать участие в каждом из них. В результате предлагаемая цена не включала бы существующие сейчас объемные скидки, снижающие цены поставок.

Расчеты представителей пациентских организаций показывают: при подобном разукрупнении лотов и без того высокая цена на орфанные препараты (сегодня упаковка препарата в рамках программы «Семь нозологий» стоит в среднем 14,6 тыс. руб.) может вырасти. Это неизбежно скажется на их доступности.

Сторонники децентрализации госзакупок неоднократно говорили, что на федеральные торги не могут пробиться мелкие региональные дистрибьюторы, ограничивается конкуренция в этой сфере. Но у их оппонентов свои аргументы. «Какие могут быть мелкие игроки в программе "Семь нозологий»? — задает вопрос Александр Саверский. — Если они появляются, то это только местные структуры, которые создаются для отмывания денег. Зачем нам это надо?"

Расширение программы

По мнению Ольги Борзовой, одобренный в первом чтении Госдумой проект о переносе сроков децентрализации программы «Семь нозологий» на 2018 г. поможет устранить основания для неэффективного использования бюджетных средств, а также для проведения анализа результатов пилотных проектов по совершенствованию лекарственного обес­печения россиян в регионах. Согласны с этим обоснованием и эксперты рынка. В частности, Михаил Федоров обращает внимание на тот факт, что новые сроки децентрализации программы ВЗН фактически совпадают со временем полного вступления в силу положений ФЗ № 44 "О контрактной системе": "Видимо, основным аргументом авторов поправки стала общая непрозрачность и коррумпированность системы госзакупок. В определенном смысле это действительно оправданная мера. Перенос столь серьезных объемов финансирования на региональный уровень в сложившейся системе едва ли позволял рассчитывать на
эффективное расходование средств. При этом принципами развития конкуренции, видимо, пришлось пожертвовать".

В то же время эксперты уже не первый год обсуждают вопрос о расширении действия самой программы. Они предлагают включить в нее пациентов с другими высокозатратными орфанными заболеваниями. Сегодня лекарствами их обеспечивают субъекты РФ, однако в силу ограниченности региональных бюджетов пациенты нередко сталкиваются с отказами в закупке дорогостоящих препаратов и вынуждены решать свои проблемы в прокуратуре и в суде. На сегодняшний день вопрос о передаче лекарственного обеспечения орфанных больных, не входящих в Федеральный регистр программы «Семь нозологий», на федеральный уровень так и остается открытым.

Лечение редких заболеваний предполагает применение дорогих препаратов, технологически сложных методов диагностики, лечения и наблюдения, считает Александр Саверский. "Лечить пациентов отдельно, по регионам — это все равно что в каждом регионе строить собственный космический корабль. Может, мы будем его строить все вместе? Это выгоднее экономически и технологически", — резюмировал эксперт.

Маргарита Михеева,
Руководитель отдела доступа на рынок


Теги: 7 нозологий, Саверский, Федеральная контрактная система

Возврат к списку





Наши партнёры