Новости
18.11.2012
Теги: Минздрав РФ, Минфин РФ, госпрограмма «Развитие здравоохранения»
Минфин опрокинул амбициозную программу Минздрава
Последние несколько месяцев россияне выслушивали обещания Минздрава совершить в российском здравоохранении чудо: насытить отрасль деньгами, повысить качество и доступность медуслуг.
15 ноября, представляя Белому дому проект госпрограммы «Развитие здравоохранения», глава Минздрава Вероника Скворцова описала два сценария — «бюджетный» и «модернизационный».
Начальная траектория бюджетного сценария соответствует подготовленным Белым домом параметрам бюджета на 2013-2015 годы. По нему расходы на здравоохранение снижаются с 3,4% ВВП в 2013 году до 3%ВВП в 2015-м — причем инерция снижения бюджетного финансирования сохраняется до 2020 года (2,5% ВВП). «Модернизационный» вариант, напротив, отражает рост госзатрат по госпрограмме до 3,7% ВВП к 2015-му и далее до 4,7% ВВП (6,5 трлн руб.) к 2020 году
"Бюджетный сценарий содержит существенные риски недостижения к 2018 году показателей, установленных указом президента. Снижение финансирования скажется на уровне доступности и качества медпомощи", - предупредила Скворцова. Она объяснила разницу между этими сценариями: "Различие реализации госпрограммы по бюджетному или модернизационному сценарию состоит в числе сохраненных жизней - к 2020 году различие составляет 1 миллион 100 тысяч жизней россиян".
Однако, Минфин фактически отказался финансировать новую программу Минздрава по развитию здравоохранения до 2020 года и обвинил ведомство Вероники Скворцовой в неспособности уложиться в выделенные бюджетом ресурсы. Минфин не готов отказываться от своей политики экономии на здравоохранении, которую он планомерно реализует уже не первый год.
При этом глава Минфина видит решение проблемы не в финансовых, а в административных усилиях Минздрава: «Можно решить любые задачи как заливкой бюджетного финансирования, так и административным воздействием и стимулирующими факторами».
Поддержку Минздраву на заседании оказал вице-премьерский корпус: заместитель премьера Аркадий Дворкович отметил, что «бюджетного сценария не хватит», и «расходы на здравоохранение в процентах к ВВП снижать нельзя ни в коем случае. Более того, их надо наращивать»,-- однако предложил делать это «прежде всего за счет частных расходов». Поспорил с Антоном Силуановым и первый вице-премьер Игорь Шувалов — по его словам, модернизация здравоохранения за счет средств Фонда ОМС была учтена при повышении ставки социального платежа, однако «для… программ, которые являются особо капиталоемкими, нам придется изыскивать допсредства».
Премьер Дмитрий Медведев вчера признал, что модернизационный сценарий развития здравоохранения невыполним в текущих бюджетных проектировках. Однако он не дал никаких конкретных заданий пересмотреть проект бюджета. Премьер лишь в туманных формулировках поддержал и Минздрав, и Минфин. Так, по его словам, надо ориентироваться на модернизационный сценарий развития здравоохранения, потому что "иного наши люди не поймут", однако также надо "смотреть за реальной ситуацией в экономике, за нашими реальными финансовыми возможностями и корректировать их по мере возникновения дополнительных источников финансирования".
Опрошенные "НГ" эксперты пришли к выводу, что в сложившихся условиях переубедить Минздраву Минфин будет практически невозможно. "Судя по тому, что в процентном соотношении расходы на здравоохранение падают, здравоохранение у нас приоритетом не является... ", - отмечает эксперт департамента оценки "2К Аудит - Деловые консультации/ Морисон Интернешнл" Ирина Воробьева.
Похоже, что чиновники решили искать средства на модернизацию здравоохранения в карманах граждан - за счет внедрения и признания законными дополнительных платных медуслуг. Так, с 2013 года в России вводится стандарт оплаты дополнительных медуслуг.
Теги: Минздрав РФ, Минфин РФ, госпрограмма «Развитие здравоохранения»