Нефро-Лига

Как принять ситуацию болезни




Болезнь ребенка как трудная жизненная ситуация

Тяжелая болезнь ребенка с неясным прогнозом для жизни выступает для членов семьи в большинстве случаев как тяжелая психологическая травма. Ребенок также является для родителей символом временной перспективы их собственной жизни, и столкновение с его болезнью приводит к изменениям планов и надежд на будущее, к невозможности жить, как прежде, в результате чего рушится ощущение безопасности мира, возникает чувство утраты контроля над ситуацией и жизнью в целом.

С самого начала, когда семья только переступает порог больницы для прояснения диагноза ребенка, роль медицинского персонала становится одним из ключевых факторов, определяющих психоэмоциональное благополучие всей семьи, поскольку в зону действия стрессора попадают дети и их родители, братья и сестры больного, бабушки и дедушки, а порой и другие родственники. Безусловно, степень и глубина стресса будут определяться сложностью и реальной тяжестью диагноза, перспективами лечения.




Влияние родителей на болезнь ребенка

Представления ребенка об окружающем мире и, в частности, о болезни отражают мировоззрение родителей. В еще большей мере это относится к чувствам. Среди возникающих у родителей чувств могут быть переживания вины за развитие заболевания, негодование из-за поведения ребенка, приведшего к болезни, отчаяние в связи с кажущимся или реальным плохим прогнозом, безразличное отношение в связи с отрицанием болезни или ее серьезности. Подобные переживания родителей чаще всего вызывают у больных детей аналогичные чувства, которые ложатся в основу внутренней картины болезни (ВКБ). Родительский гнев еще более усиливает и без того имеющееся у большинства детей чувство вины за свое поведение, вызвавшее болезнь

Принято выделять четыре реакции родителей на болезнь ребенка, которые ведут к изменениям в психике больного и способствуют или мешают совладанию с болезнью.




Как родителю справляться с болезнью ребенка

Ключевые моменты

  • Родителям больного ребенка важно позаботиться о себе, чтобы иметь возможность позаботиться о своем ребенке.

  • Некоторые идеи, которые помогут уменьшить стресс, включают: общение с другими людьми; распределение обязанностей; использование помощника, няни; посещение встреч по поддержке здоровья в сообществе; поддержание хорошего физического здоровья; расслабление и выделение времени для себя; и/или посещение консультанта

В инструкции в самолете родителям в чрезвычайной ситуации рекомендуется сначала надеть кислородную маску на себя, прежде чем помогать ребенку. Тот же принцип и в борьбе с болезнью ребенка: если вы не позаботитесь о себе, вы не сможете позаботиться и о своем ребенке.




Методы снятия стресса для родителей

Вот несколько подходов, которые могут помочь вам справиться со стрессом при уходе за ребенком с хроническим заболеванием.



Говорите с другими

Разговор с кем-то, кому вы доверяете и на кого полагаетесь, ‒ один из лучших способов справиться со своими чувствами. Это может быть член семьи, друг, группа поддержки, социальный работник или другой помогающий специалист.



Разделите обязанности

Когда это возможно, полезно, чтобы оба родителя участвовали в процедурах медицинского обслуживания. Чувства обиды, усталости и стресса могут накапливаться, если одному из родителей приходится заниматься всем планированием и работой. Совместная работа по уходу за больным ребенком может помочь предотвратить «выгорание», разделяя нагрузку. Предоставление друг другу времени от обязанностей по уходу может обеспечить столь необходимые перерывы. Это также может помочь планировать время вместе, отдельно от вашего ребенка или детей, как вы это делали раньше.

В семьях с одним родителем может быть полезно попытаться договориться о том, чтобы другой член семьи или близкий друг время от времени помогали с уходом за вашим ребенком. Может быть, они могут принести облегчение, присматривая за детьми. Убедитесь, что няни и другие лица, осуществляющие уход, знают, как ухаживать за ребенком с хроническим или сложным заболеванием.




Возрастные особенности внутренней картины болезни

Длительное соматическое заболевание у детей нередко становится источником задержки общего физического и психического развития. Кроме того, при заболеваниях в детском возрасте часто происходит не только задержка в развитии, но и явления регрессии (возврат к типам психического реагирования, характерного для более младших возрастных периодов), которая рассматривается как защитный психологический механизм. Защитная активность личности детей способствует тому, что объективное значение понятия «болезнь» часто не усваивается ими, не происходит осознания ее тяжести и последствий для дальнейшей жизни.

У детей до 6-летнего возраста часто можно встретиться с фантастическими представлениями о болезни, навеянными переживаниями страха уколов, других медицинских манипуляций. У подростков наиболее часто формируются защитные явления типа «ухода в прошлое», которое оценивается ими как эталон счастья, или «ухода» от болезни в фантазии и своеобразной устремленности в будущее (тогда болезнь воспринимается как временная преграда).




Негативные изменения психики у заболевшего ребенка

Болезнь не проходит для ребенка бесследно, так как не только затрагивает ситуацию «здесь и сейчас», но и влияет на формирование личности будущего взрослого человека. Негативные изменения психики у заболевшего ребенка, проявляющиеся на разных стадиях течения болезни и ее лечения, могут привести к серьезным нарушениям психического здоровья в будущем. К часто встречающимся нарушениям относят: