Реабилитация

01_friends-laughing-in-the-playground.jpg

В жизни больных детей программы реабилитации и социализации также важны, как и лечение. Все дети хотят дружить, общаться, играть, но в нашем мире страх человека перед малоизвестным заболеванием становится препятствием на пути к успешной и здоровой социализации детей после трансплантации органа или на диализе.



Ребенок, который и так ежедневно справляется с огромной психологической нагрузкой, вынужден жить с постоянным ощущением, что он – не такой, как все. Психологическое самочувствие напрямую влияет на ход лечения и общее состояние здоровья. Поэтому мы включили в нашу библиотеку для родителей материалы, освещающие вопросы социализации, дошкольного и школьного обучения.



Весьма важной задачей лечения и реабилитации после трансплантации является хорошая переносимость лекарственной терапии и адаптация к обычным для ребенка нагрузкам, в первую очередь физическим. 



Такая адаптация возможна лишь за счет согласованной, координированной деятельности организма и не может быть обеспечена лишь восстановленной функцией пораженной болезнью системы. Лечебная физкультура позволяет обеспечить в процессе специальных занятий восстановление нарушенной координации ряда органов и систем, тонуса организма, обеспечивает целостную реакцию детского организма на мышечные усилия, создавая наилучшие условия для восстановления нормальной физической работоспособности. 




Лечебная физкультура для детей с трансплантированными органами:



В эпоху высоких технологий, современных гаджетов и компьютерных игр физическая активность ребенка уменьшается с каждым днем.



Отсутствие физических нагрузок и сидячий образ жизни негативно влияют на растущий организм, приводят к нарушению сна, внешнего вида и здоровья в целом.



Регулярные тренировки дисциплинируют ребенка и воспитывают его характер и приучают к здоровому образу жизни, в котором нет места наркотикам, табачным изделиям и алкоголю!



Гимнастика полезна для полноценного и гармоничного развития детей. Лечебная физкультура не дает развиваться таким нарушениям, как плоскостопие, сколиоз, кривошея и другим. Если эти нарушения уже появились, то комплекс ЛФК остановит их развитие, а также вернет элементы опорно-двигательного аппарата и внутренние органы на физиологичные места и поможет мышцам удерживать правильное положение тела.



Какая оптимальная физическая нагрузка для детей разных возрастов?

Если мы говорим о регулярности тренировок по гимнастике, то для детей от 1 до 3 лет заниматься нужно не менее 1-2 раз в неделю. Связано это с тем, что ребенок должен привыкать к занятиям, запоминать упражнения, вырабатывать дисциплину.

С 3 до 5 лет регулярность занятий должна составлять не менее 2-3 раз в неделю.

От 5 лет оптимальной будет регулярность занятий не менее 3 раз в неделю.

Совмещать различные виды спорта можно. Главное, чтобы у ребенка хотя бы один день был выходным.

В соответствии с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения тренировки с высокой интенсивностью для детей от 5 лет должны длиться 60 мин, 3 раза в неделю.

В целом физическая активность должна быть в жизни ребенка каждый день в общей сложности не менее 60 мин. Больше – приветствуется.

При выборе интенсивности и регулярности спортивных занятий важно наблюдать за самочувствием ребенка и не перегружать его, то есть не форсировать нагрузку.



Оценка влияния физической нагрузки на организм ребенка

Важность этого вопроса определяется, как минимум, двумя группами причин. Во-первых, недостаточные нагрузки снижают эффективность проводимого лечения, замедляют выздоровление или делают его невозможным. Во-вторых, чрезмерные нагрузки превышают физиологические возможности организма, делают лечение малополезным и даже вредным. В качестве критериев оценки влияния физической нагрузки на организм можно использовать следующие.

  1. Субъективные данные, то есть самочувствие пациента, его отношение к проводимому лечению, наличие или отсутствие жалоб на их неблагоприятное влияние на течение патологического процесса. Для педагога-методиста по ЛФК или массажиста, врача, фельдшера школы при этом важно разобраться, чем обусловлены эти жалобы: действительно ли отрицательным влиянием проводимых процедур на организм или они являются признаком происходящей адаптации к проводимому лечению, которая иногда в первые дни может проявляться даже некоторыми признаками усиления, обострения процесса. А для этого достаточно 3-4 дня наблюдения за реакцией организма больного. В сомнительных случаях пациента нужно направить на консультацию к врачу-специаллисту с просьбой помочь разобраться и дать обоснованное заключение и рекомендации.

  2. Визуальные признаки, то есть отмечаемые при осмотре, взгляде на больного, которые могут подтвердить или нет жалобы пациента. К ним относятся внешний вид, положение тела, абрис фигуры, цвет кожи, наличие потливости, степень её выраженности, мера активности движений и др.

  3. Использование методов оценки функционального состояния органов дыхания, кровообращения, нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата. Для этого можно использовать разные методики от простых до сложных, более подробно рассматриваемых в курсах спортивной медицины и врачебного контроля.

  4. При длительных занятиях ЛФК, например, на протяжении года или в течение ряда лет оценку влияния кинезотерапии на организм можно проводить и по показателям физического развития, в том числе антропометрии, физиометрическим (функциональным) данным и соматоскопически, т.е. по телосложению, развитию мускулатуры, жироотложению и др.



При проведении занятий по лечебной физкультуре можно использовать следующую таблицу.  



Внешние признаки утомления детей на занятиях физкультурой

Наблюдаемые признаки и состояние ребенка Степень выраженности утомления
небольшая средняя
Окраска кожи лица, шеи Небольшое покраснение лица, выражение его спокойное Значительное покрасне ние лица, выражение его напряженное
Потливость Незначительная Выраженная потливость лица
Дыхание Несколько учащенное, ровное Резко учащенное
Движения Бодрые, задания выполняются четко Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей — моторное возбуждение, у других — заторможенность
Самочувствие Хорошее, жалоб нет Жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий


Очевидно, что в некоторых случаях появление признаков выраженного утомления возможно вследствие неправильного подбора физической нагрузки, организации её, недоучета противопоказаний. В связи с этим необходимо рассмотреть данный вопрос более подробно.



Показания и противопоказания к назначению ЛФК



ЛФК в той или иной форме и степени показана практически при всех заболеваниях. Выбор метода лечения, величины двигательно-силовых нагрузок, построение лечебных сеансов, их количество, продолжительность курсов и т.д. определяются видом заболевания, особенностями его проявлений у каждого конкретного больного, периодом болезни, степенью тяжести и т. п.



Противопоказания крайне ограничены и практически всегда временные. К наиболее частым и общим противопоказаниям относятся:

  1. общее тяжёлое состояние больного;

  2. сильный болевой синдром;

  3. наличие кровоточивости и опасность кровотечения;

  4. высокая температура тела (выше 38,5°С);

  5. гипертонический криз и его осложнения;

  6. онкологические заболевания;

  7. прочие, более редкие причины.



В настоящее время в практике восстановления здоровья многих больных используются тренажёры. Это специальные конструкции из системы рычагов и грузов, позволяющие дозировано использовать их для тренировки организма больного в фазе реконвалесценции (выздоровления) от острого заболевания или ремиссии хронической болезни.



Использование тренажеров имеет следующие противопоказания:



Кроме перечисленных общих показаний и противопоказаний, для каждой группы заболеваний имеются уточнённые рекомендации, разрешающие или запрещающие те или иные виды кинезотерапии.



Так, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы рекомендуются пешеходные прогулки, бег трусцой, катание на коньках, общеразвивающие упражнении, подвижные и спортивные игры – всё не выше средней интенсивности, дыхательные и релаксационные упражнения. Этой группе больных противопоказаны упражнения с задержкой дыхания и натуживанием, статические напряжения, резкое ускорение темпа при выполнении двигательных упражнений, сильные наклоны туловища, подтягивание на перекладине, отжимания, вис вниз головой.



Больным с патологией органов дыхания разрешаются кратковременные нагрузки скоростно-силового характера, эстафеты, подвижные и спортивные игры, общеразвивающие гимнастические упражнения, ходьба, бег, атлетическая гимнастика до средней интенсивности, лечебное плавание, дыхательные упражнения, релаксация. Не рекомендуются упражнения с задержкой дыхания и натуживанием.



При патологии органов пищеварения рекомендуется ходьба, плавание, постепенное укрепление мышц брюшного пресса, подвижные и спортивные игры, ритмическая гимнастика, упражнения с отягощением и на расслабление. Ограничиваются спринтерский бег, прыжки.



При заболеваниях мочеполовой системы полезны пешеходные прогулки, бег до умеренной интенсивности разной направленности, неинтенсивные подвижные и спортивные игры, укрепление мышц брюшного пресса, тренировка диафрагмального дыхания. Не рекомендуются прыжковые упражнения, глубокие наклоны туловища, упражнения с отягощением и натуживанием. Очень осторожно должен решаться вопрос о лечебном плавании.



При патологии эндокринной системы рекомендуются пешеходные прогулки, ходьба на лыжах, короткие скоростно-силовые упражнения, непродолжительные сеансы игры в бадминтон, волейбол, баскетбол, настольный теннис. Противопоказан интенсивный бег на короткие дистанции, упражнения с отягощением и натуживанием.



При заболеваниях нервной системы полезны спокойные пешеходные прогулки, ходьба на лыжах, осторожные упражнения на координацию, в равновесии, подвижные и спортивные игры средней интенсивности. Противопоказаны упражнения большой интенсивности, резкие наклоны, повороты, скоростно-силовые упражнения.



При нарушении рефракции глаз рекомендуются циклические упражнения, подвижные и спортивные игры. Ограничиваются прыжки, натуживания; запрещаются резкие наклоны, кувырки, стойки на голове, руках, поднятие тяжестей, особенно при высокой степени близорукости, астигматизме, повышении внутриглазного давления и др.



При патологии опорно-двигательного аппарата с нарушением осанки полезны общеукрепляющие упражнения, корригирующая гимнастика, дополнительно специальные упражнения в разных положениях тела (стоя, сидя, лёжа), ходьба на лыжах, волейбол, баскетбол, плавание. Ограничиваются боковые прыжковые упражнения и некоторые другие, обусловленные особенностями, видом нарушения осанки.



Лечебная физкультура для малышей после трансплантации

Движение есть основная функция маленького ребенка, через движение он познает мир, совершенствует моторный аппарат, через движение регулируются процессы обмена, от взаимной гармонии которых зависит рост и физическое развитие ребенка.

02_3_let.jpg

Мышечная система является регулятором функций внутренних органов. Степень совершенствования внутренних органов под влиянием физических упражнений будет тем выше, чем раньше они будут применены. Физическое воспитание имеет большое значение для развития ребенка первых лет жизни. Недостаточное внимание к физическому воспитанию, недооценка значения движения в развитии ребенка могут отрицательно сказаться на всей его жизни.

Для детей до трех лет особенно важно подбирать упражнения физической нагрузки с учётом индивидуальных особенностей его физического и психического развития.



В основу двигательной активности ложатся: ходьба, различные игры с мячом,  другими игрушками, а также лазание, преодоление препятствий.



Самая эффективная форма проведения гимнастики с ребёнком раннего возраста – игра. Для начала это могут быть простые и интересные задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за подушкой, за креслом. Малыш, отыскивая любимую игрушку, будет стараться преодолевать препятствия, расположенные у него на пути. Например, перелезает через подушку, подползает под низкий столик и т.д. Постепенно игры становятся сложнее. Поскольку дети в этом возрасте очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте с движениями животных, персонажей из сказок. Усложнять задания надо постепенно, только после того, как малыш овладеет более простыми движениями.



Детям нельзя навязывать выполнение гимнастики. Поэтому постарайтесь превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую вы можете играть и дома, и во время прогулок. Хорошо выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее.

Занятия проводите ежедневно или один раз в два дня, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10-12 минут. Дети раннего возраста быстро утомляются. Поэтому пусть занятия гимнастикой будут не очень долгими (5-6 упражнений ‒ каждое повторяется 3-5 раз) и обязательно включают в себя небольшие паузы отдыха.

Следите, за правильным дыханием во время гимнастики: чтобы ребенок дышал носом, не задерживал дыхание.

Подготовка к гимнастике:

  • На малыша наденьте свободную легкую одежду, из натуральных тканей, если вы дома – на ногах пусть будут только носочки. Занятия выполняйте при открытой форточке (летом) или в проветренной комнате (зимой).

  • Прежде чем приступить к веселой гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: забавные игрушки, обруч, большой мяч, палка или доска, ящик, коврик, полотенце и т.д.



Таким образом, неоспоримым фактом является то, что всем детям нужно заниматься физической активностью, в том числе и упражнениями. Дети после трансплантации не исключение. Однако, чтобы не навредить, перед началом следует проконсультироваться у лечащего врача и врача-реабилитолога.

Плейлист с комплексом упражнений для малышей до 3 лет на YouTube-канале по ссылке

Все комплексы можно начинать выполнять не ранее чем через 2 месяца после трансплантации, после полного заживления послеоперационной раны. Индивидуально выбирать, когда и какие можно делать упражнения после консультации с лечащим врачом или врачом – ЛФК.



Лечебная физкультура для детей 3-7 лет после трансплантации

Без воздействия на опорно-двигательный аппарат сложно вырастить здорового ребенка, а заболевшего труднее лечить. Давая физическую нагрузку на опорно-двигательный аппарат, важно учитывать, что работа этого аппарата рефлекторными механизмами стимулирует функции нервной системы, органов дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, обмена веществ и желёз внутренней секреции.

03.jpg

Физические упражнения оказывают укрепляющее воздействие на сердечную мышцу, способствуют увеличению её кровоснабжения и питания, делают сердечные сокращения более сильными и редкими, то есть увеличивают паузы отдыха сердца. Одновременно расширяется периферическая сосудистая сеть, что облегчает работу сердца и в тоже время положительно сказывается на общефизическом развитии организма ребёнка. Правильно подобранные физические упражнения нормализируют кровяное давление.



Под действием физических упражнений в крови возрастает содержание эритроцитов и гемоглобина в них, что увеличивает кислородную ёмкость крови и обеспечение им всех органов и тканей тела человека. Для любого больного, тем более ребёнка, в этом кроется величайшая польза. ЛФК стимулирует лейкоцитоз и вместе с этим – защитные функции крови.



Физические упражнения стимулируют развитие органов дыхания, увеличивают жизненную ёмкость лёгких, подвижность рёбер и диафрагмы, усиливают присасывающее действие грудной клетки на кровь из нижних областей тела, что дополнительно облегчает работу сердца.



Ритмичные движения диафрагмы при дыхании массируют печень, желудок, селезёнку и в некоторой степени – почки. При этом стимулируется секреторная и двигательная функции органов пищеварения. Это, в свою очередь, повышает аппетит, переваривание пищи, последовательное продвижение пищевой массы по кишечнику, препятствует запорам и т.д.



ЛФК стимулирует работу желёз внутренней секреции, особенно надпочечников, щитовидной железы, инсулярного аппарата, поджелудочной железы и др. Тем самым оказывается влияние на обмен веществ, образование энергии и другое положительное действие.



Особенно чувствительны к воздействию физических нагрузок почки. Известно, что после тяжёлых длительных тренировок или соревнований в моче спортсменов нередко обнаруживаются патологические находки (белок, сахар и др.). Это важно учитывать при назначении ЛФК больным с почечной патологией. С другой стороны, физические нагрузки до лёгкого потения полезны, потому что с потом удаляются азотистые шлаки, чем облегчается функция больных почек.



Обобщая приведённые данные, приходим к выводу: двигательная активность в любой форме, назначаемая соответственно возрастным физиологическим возможностям организма и с учётом имеющейся у человека патологии, всегда является полезным лечебным, оздоровительным фактором.



Основные принципы и особенности лечебной физкультуры в дошкольном возрасте (3-7 лет).



В дошкольном возрасте происходят постепенные количественно-качественные изменения в организме ребёнка, приближающие его к более взрослому состоянию и анатомо-физиологически, и психически. Соответственно этому меняются задачи, содержание и методика физического воспитания детей данного возраста в норме и при патологии.



Основными особенностями этой работы на данном этапе возрастного развития являются следующие:

  1. Обязательный учёт анатомо-физиологических и психологических особенностей дошкольников в процессе их физического воспитания в норме и при лечебном применении физической культуры в случаях заболеваний.

  2. Обеспечение положительного воздействия физической культуры на ЦНС и её рефлекторное регулирующее влияние на организм в целом и его отдельные органы и системы – в частности.

  3. Обеспечение положительного воздействия физкультуры и массажа на нервно-психическую сферу как в плане влияния на интеллектуальное развитие, так и на психоэмоциональное состояние ребёнка.

  4. Предупреждение и устранение возникающих нарушений со стороны внутренних органов и других систем организма.

  5. Способствование правильному формированию опорно-двигательного аппарата, по возможности более раннее выявление и устранение нарушений его.

  6. Повышение с помощью физической культуры и массажа общей устойчивости организма, его защитно-приспособительных механизмов по отношению к неблагоприятным внешним воздействиям и изменениям его внутренней среды.



Возрастающие физические и психические возможности дошкольников позволяют менять тактику оздоровительной физической культуры, применять другие, более сложные и интенсивные средства, способы, методики воздействия её на растущий детский организм.



На данном этапе возрастного развития эти особенности в наиболее обобщённом виде можно свести к следующему:

  1. Более широкое использование групповых методов занятий физкультурой, что имеет ряд преимуществ в сравнении с другими способами их организации и проведения.

  2. Возрастание возможностей вербального (словесного) общения увеличивает диапазоны понимания и освоения ребёнком физкультурных упражнений и их комплексов.

  3. Этот процесс облегчается благодаря высокой степени наблюдательности и способности дошкольников к подражанию; следовательно, обучение детей физическим упражнениям должно сопровождаться не только хорошим разъяснением, но и качественным показом правильности выполнения того или иного упражнения.

  4. Следует разумно использовать повышенную потребность дошкольника в похвале за более-менее успешное освоение физических упражнений.

  5. Надо практиковать широкое использование в физическом воспитании дошкольников общеразвивающих и дыхательных упражнений, которые играют и лечебную, и общеукрепляющую роль.

  6. Общеразвивающие упражнения должны быть доступны дошкольникам как по величине физической нагрузки, так и по степени сложности.

  7. При выполнении упражнений ЛФК и дыхательной гимнастики желательно использовать элементы игры, имитации предметов и явлений окружающего мира.

  8. Общеразвивающие и лечебно-физкультурные упражнения для дошкольников могут проводиться в виде небольших сюжетно-ролевых игр, к которым дети данного возраста относятся заинтересованно и выполняют их охотно.

  9. При подборе дыхательных упражнений надо подбирать такие слова и звуки, которые, с одной стороны, не форсируют выдох, а с другой – способствуют наибольшей вентиляции, опорожнению лёгких. По мнению специалистов, наиболее длительная эвакуация воздуха из лёгких происходит при произношении гласной У и согласных Ф и С. Звуками, лучше других обеспечивающих полноту выдоха, является гласные О и А. Эти указания должны учитываться при проведении ЛФК, в частности – дыхательной гимнастики.

  10. Оптимальным исходным положением для выполнения лечебно-физкультурных упражнений дошкольниками являются позиции стоя или сидя, не стесняя при этом грудную клетку. Число повторов упражнений в ЛФК для дошкольников в среднем 3-6. Длительность курсов от 5-7 до 10-12 сеансов. Применение массажа у них требует индивидуализации, особенно в младшем дошкольном возрасте.



  11. Таковы наиболее общие положения по особенностям применения ЛФК и массажа у дошкольников.



    Плейлист ЛФК детям 3-7 лет после трансплантации по ссылке



    Рекомендация врача ЛФК



    Все комплексы начинать делать, не ранее чем через 2 месяца после трансплантации. После полного заживления послеоперационной раны. Индивидуально выбирать, когда и какие можно делать упражнения после консультации с лечащим врачом или врачом – ЛФК.



    Лечебная физкультура для детей старше 7 лет

    04_7_let_sport1.jpg

    Седьмой год жизни ‒ продолжение старшего дошкольного возраста, очень важного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. В это время происходит дальнейшее становление важных психических образований, которое создает необходимые психологические условия для появления новых линий и направлений развития. Это время, когда ребенок готов идти в школу и его жизнь кардинально меняется. В этой статье мы рассмотрим специфику развития и обучения детей 6-7 лет.

    Физиологическое развитие

    В данный период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Вес ребенка увеличивается в месяц примерно на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113-122 см, средний вес ‒ 21-25 кг.

    Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

    Развитие психических процессов

    Характерной особенностью этого возрастного этапа является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов.

    Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства.

    Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. Однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

    Внимание. К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания ‒ 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

    Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти.

    Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию опосредствованной памяти ‒ наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и др. В этот период можно целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

    Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. 

    Воображение. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.

    Речь. Продолжается развитие грамматики, лексики, речь становится связной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь. Словарный запас увеличивается примерно до 3000 слов.

    Развитие личности

    Основным изменением в сознании дошкольника является появление «внутреннего плана действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.

    Значимым в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6–7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

    Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется стремление выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

    Появляются интеллектуальные чувства  – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины.

    Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень зависит от внешней оценки, так как пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников. Дошкольники искренне стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, ярко и эмоционально реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. В этот период более четко проявляется дифференциация детей в группе на популярных и непопулярных детей.

    Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и взрослыми. Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать сложные взаимодействия людей, основные жизненные ситуации из окружающего мира. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.

    Кризис 7-ми лет

    К 7-му году жизни у ребенка наступает очередной «возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода становиться «потеря детской непосредственности», которая выражается в кривлянии и паясничании. Такое поведение выполняет функцию психологической защиты от травмирующих эмоций и переживаний ребенка. Появляются непослушание и споры с взрослыми по разным поводам, желание демонстративно делать то, что родителям не нравится. В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведения с позиции «Я не маленький!», пытаясь рассуждать на темы, используя слова и фразы взрослых, не всегда логично и верно. Дети начинают обращать внимание на свою внешность, пытаются одеваться как взрослые или как «популярные» сверстники.

    Причина кризиса 7-ми лет состоит в том, что ребенок перерос ту систему отношений, в которую он включен. В каждом переживании семилеток уже проявляется интеллектуальный момент, их эмоции становятся осмысленными, ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я добрый», «я злой».

    Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой стороны, он кажется излишне взрослым, когда предъявляет к окружающим определенные требования.Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э. Эриксон говорит, что дети в это время "стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально "приемлемые рамки". Он выразил суть конфликта формулой "инициатива против чувства вины". Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

    Общение ребенка 6-7 лет

     Общение в этом возрасте обозначают как внеситуативно-личностное, то есть, отражающее не данную временную ситуацию, а «что было» или «что будет». Основное содержание общения – мир людей, правила поведения, природные явления. Взрослый выступает носителем социальных норм, правил социальных контактов и человеком, открывающим природу мира. Ведущая потребность в процессе общения – потребность во взаимопонимании, сопереживании. Ребенок делится с взрослым самыми яркими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными. И основная задача родителей и педагогов принимать детские эмоции, не преуменьшая их значимость в жизни ребенка.

    В общении со сверстниками выражены следующие проявления возраста:

    • инициирование общения;

    • первые привязанности;

    • потребности друг в друге, в признании и уважении;

    • соревновательное подражание:

    • высокая чувствительность к отношению партнера (обидчивость, протест, ссора);

    • возникает дифференциация детей по их положению в группе.

    К 7-ми годам завершается период дошкольного возраста ребенка. Основными навыками этого периода становятся:

    • освоение ребенком мира вещей и предметов культуры человека,

    • способность позитивного общения с людьми,

    • развитие половой идентификации,

    • формирование «внутренней позиция школьника», то есть осознанное желание ребенка идти в школу, учиться, с полным пониманием того, что ему предстоит делать и чего от него ждут взрослые.



    При завершении дошкольного развития дети осваивают мир вещей как предметов человеческой культуры; учатся позитивному общению с людьми, у них развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок уже обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.



    Для детей с трансплантированными органами особенно важно подготовить организм к возрастающим физическим и психологическим нагрузкам для дальнейшего развития.



    Физические упражнения и активность важная составляющая в развитии для всех детей. Дети, также как и взрослые после трансплантации подвержены рискам развития сердечнососудистых заболеваний. Отличной профилактикой будут служить правильно подобранная физическая активность.



    Правильная физическая нагрузка поможет гармонично развиваться ребенку и адаптироваться в школьной среде, справиться с «кризисом 7-ми лет», не чувствовать себя «неполноценным» по сравнению с другими сверстниками, что в дальнейшем особенно важно при переходе в подростковый возраст, где родители и врачи часто сталкиваются с проблемой отказа в приеме важных лекарств, которые сохраняют трансплантированный орган.



    Аргументированный ответ мировой науки в области трансплантации детей подтверждает необходимость занятий физкультурой всем детям после трансплантации.



    Плейлист ЛФК детям старше 7-ми лет после транспланатции по ссылке